Мнение эксперта. Честное оценивание – это понятное для педагога, ученика, родителя оценивание достигнутых ребенком образовательных результатов
Мнение эксперта
Осетрова Ирина Геннадьевна, директор МАОУ Лицея № 9 «Лидер», эксперт министерства образования Красноярского края, эксперт КИАС Министерства образования и науки Российской Федерации, председатель Совета директоров школ города Красноярска
Новые образовательные стандарты гласят о том, что необходимо оценивать не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Закон об образовании говорит о том, что система оценивания находится в компетенции школы. Есть некоторые рекомендации по уровневому оцениванию. Но как именно оценивать достижения детей, в какой форме, какие шкалы, критерии для этого использовать - определяет сама школа.
Мы в лицее еще на пути апробации новых стандартов, это было практически семь лет назад, в ходе проектирования новых образовательных моделей, соответствующих ФГОС, для себя определили, что пятибалльная отметочная система нам никак не подходит. Отметки в виде цифр практически ничего не говорят ни ученику, ни родителям, в чем же на самом деле успешен ребенок, а в чем именно у него есть проблемы.
Мы долго обсуждали эти проблемы и в педагогическом коллективе, и с детьми, и с родителями и пришли к выводу, что, во-первых, необходимы четкие и понятные для всех критерии оценивания, необходим развернутый комментарий учителя по поводу образовательных результатов ребенка, необходима перестройка образовательных программ, необходимо образовательную программу насытить мониторинговыми событиями, в ходе которых должна происходить фиксация проявляемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
Индивидуализацию образования, заявленную ФГОС, мы понимаем как возможность выбора ребенком формы организации образовательной деятельности, скорость продвижения по программе. И с этой целью у нас появились предметные мастерские. Дети в начале четверти делают выбор мастерской в зависимости от интересной для них формы, а в течение четверти там по-разному разворачивается деятельность, которая заканчивается каким-либо продуктом (спектакль, литературно-музыкальная композиция, видеоролик, сборник задач, комиксов, рисунков, видео-экскурсия, книга, выставка и т.д.). Мастерские есть в 5-6 классах, а в 7-8 - погружение в проекты.
Для того, чтобы управлять нашей сложноустроенной программой, мы совместно с программистами санкт-петербургской компании "Астрософт Деловепмент" разработали и создали образовательный портал, в котором есть личные кабинеты учителей, детей, родителей, электронные журналы и электронные дневники, конструкторы индивидуальных образовательных программ и расписания. Электронные журналы и дневники выглядят не как обычные. В дневнике есть вкладка для краткого и развернутого комментария по поводу достижений ребенка. Наш основной принцип - усиление сильного, поэтому упор делается на сильные стороны ребенка. Родителю становится понятным, что у ребенка хорошо, а над чем необходимо еще поработать. И это видно из индивидуального домашнего задания, это отмечается во вкладке "Цели".
Где же появляются отметки, которые пока еще имеют место в системе образования (оценка качества образования, аттестаты)? С этой целью в конце каждой четверти организуется итоговая аттестация. И начинается она с образовательной игры.
Образовательные игры разработаны педагогами лицея, имеют историческую основу, межпредметный характер, это игры-квесты в 5-х и до середины 6 класса, игры стратегии в 6-8 классах. Специально обученная психолого-педагогическая группа в ходе игр фиксирует проявление метапредметных и личностных результатов, отмечает высокий уровень проявления предметных результатов. Разработан инструментарий - мониторинговые карты, критерии и индикаторы для каждого из проявляемых результатов. Эти данные обрабатываются по каждому ребенку, по классу, параллели и являются основанием для корректировки программ.
Вслед за игрой проходит аттестация по предметам. Формы аттестации могут быть разными, зависят от деятельности в мастерской. Но объективность оценивания, которая является основным принципом нашей системы, достигается за счет того, что оценивают результаты детей педагоги, которые в течение четверти их не обучали. Спектакли, литературно-музыкальные композиции, выставки - оценивание осуществляется группой педагогов. В 7-8 классах организуется защита проектов, в ходе которой оцениваются предметные (проекты могут иметь межпредметный характер), метапредметные и личностные результаты. В конце года в 7-х классах проходит событие "Публичное предъявление образовательных результатов", на котором представляются к защите лучшие проектные и исследовательские работы, либо учащиеся публично предъявляют свои знания по билетам (обязательные предметы - русский язык и математика, один предмет по выбору). Членами жюри являются не только педагоги, но и родители, представители организаций-партнеров, общественно-политические деятели. Публичная защита транслируется на лицейском сайте.
Мониторинговыми событиями могут быть не только образовательные игры, но и интеллектуальные игры по типу "Что? Где? Когда?", которые стали частью образовательной программы и проходят в параллелях раз в четверть. Это реально-виртуальная командно-ролевая игра "Плюс 1", различные лицейские конкурсы и другие мероприятия.
Системой мониторинга достижений учащихся является также Премия "ОКНО". Каждый учащийся, принимавший участие в каких-либо лицейских или внешних мероприятиях, если действовал от имени лицея, имеет право получить "звезды" за каждое из проявлений: активность (это просто участие); лидерство (ребенок сам организовал выступление или мероприятие), результат (призовые места, подтвержденные грамотой; продукт (видеоролик, тексты, макет, рисунок, стенгазета, сценарий, поделки, модель, декорации, исследовательская работа). Звезды копятся в течение года, выстраивается рейтинг, он открытый, доступен всем - учителям, детям, родителям. В конце мая проходит торжественная церемония вручения Премии. На него приглашаются учащиеся, родители, педагоги и классные руководители, набравшие наибольшее количество «звёзд». Каждый участник церемонии получает диплом и памятный подарок. Номинант, набравший самое большое количество «звёзд», получает золотой знак; занявший вторую позицию – серебряный знак. Также могут назначаться ежемесячные стипендии, как правило, это одаренные дети - победители различных олимпиад.
Наши педагоги всегда готовы к диалогу с родителями по поводу оценивания, готовы дать разъяснения. Мы все больше убеждаемся, что наше оценивание - честное, так как подтверждается результатами внешних контрольно-диагностических работ (КДР, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
Главные принципы нашей системы оценивания - открытость и независимость, отражены в нашей Хартии честного оценивания, к которой мы призываем всех присоединиться и вместе и идти по пути объективного, честного оценивания образовательных результатов детей.