Расхождение наблюдается как в сторону завышения оценки, так и её занижения. Мнение эксперта
Елена Альбертовна Булах, директор КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж
Вопрос объективности оценивания в школьном образовании является очень важным и проблемным. На мой взгляд, объективность оценивания сложно обеспечить именно из-за субъективизма оценивающих и оцениваемых. Большое влияние на оценку оказывает именно человеческий фактор и отсутствие четких критериев (что конкретно оценивается).
С необъективно выставленными оценками нам, преподавателям, осуществляющим профессиональную подготовку будущих учителей, приходится сталкиваться постоянно, анализируя результаты входного контроля студентов-первокурсников. Причем нет какой-то закономерности. Расхождение наблюдается как в сторону завышения оценки, так и её занижения. Кроме того, у большинства студентов наблюдается несформированность умения адекватно оценивать себя в учебной деятельности. Поэтому адаптационный период, как правило, затягивается. В рабочих программах приходится увеличивать количество часов (в том числе, консультативных) на компенсирование пробелов по школьным предметам.
В конечном счёте, разочарованы бывшие школьники и их родители, недоумевая и задавая вопрос: «Почему по аттестату вполне успешный ученик с трудом справляется с основной профессиональной программой?». Это сильный удар по юношеской самооценке и дальнейшей мотивации к обучению.
Некоторые наблюдательные родители начинают замечать ситуацию несоответствия оценки и демонстрируемых знаний и умений ребенка еще до выпуска, и тогда они принимают решение улучшить качество обучения будущего выпускника путем занятий с репетиторами, чтобы обеспечить успешную сдачу ЕГЭ.
Думаю, что решать эту проблему необходимо на всех уровнях. Школьным управленцам и учителям нужно научиться анализировать результаты внутреннего и внешнего контроля, конечно, при условии, что ученик справился с ВПР, ККР, ДПР абсолютно самостоятельно, а затем выстраивать программу корректирующих действий. Убеждена, что работать надо и с учениками, и с их родителями.
Нам же, преподавателям, необходимо учить студентов педагогических специальностей - будущих учителей - выстраивать содержание обучения строго в соответствии с ФГОС, учить объективному оцениванию, используя результаты внешнего контроля, применять такие системы и технологии, которые в полной мере позволят фиксировать результаты освоения основной образовательной программы.
В любом случае должен соблюдаться основной принцип оценивания - «открытость», когда обучающиеся изначально знают, что и как будет оцениваться, а педагоги понимают, какие критерии лежат в основе контрольных процедур.