Об упорядочении бюджетного времени учителя 69 лет спустя
Бюджет времени современного учителя, как и любого другого работника сферы общего образования, ограничен и, в первую очередь, должен быть ориентирован на взаимодействие с детьми, процессы обучения и воспитания, педагогическое общение. Однако проблема дефицита времени учителя, растрата этого времени на подготовку отчетов и документов, участие в совещаниях, планерках и общественных мероприятиях, появилась не вчера. Одним из ярких тому доказательств является совместное письмо Министерства просвещения РСФСР № 7-М и ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР № 764 от 26.01.1955 «Об упорядочении бюджета времени учителя».
Предлагаем ознакомиться с некоторыми методами борьбы за свободное время учителя, которые рекомендовались почти семь десятилетий назад:
1. Максимально сократить количество планов и отчетов учителей и классных руководителей, оставив составление ими в обязательном порядке только следующих документов:
а) учителями: составление поурочных планов, ведение классных журналов по своему предмету и составление в конце учебного года отчета о выполнении программы.
б) классными руководителями: составление планов работы на четверть или полугодие, в конце учебного года краткого отчета о воспитательной работе с учащимися класса и ведение личных дел учащихся своего класса.»
2. Сократить количество заседаний и собраний по методическим и другим вопросам, руководствуясь при этом следующим:
а) заседания педагогического совета проводить один раз в учебную четверть, а также перед началом учебного года и в конце учебного года;
в) семинары классных руководителей (в составе, устанавливаемом каждый раз директором школы) проводить в школах не чаще одного раза в четверть;
г) собрания родителей проводить по усмотрению директоров школ и классных руководителей;
д) общешкольные собрания (конференции) учащихся проводить один раз в полугодие, классные собрания - примерно один раз в четверть;
е) на общешкольные мероприятия, организуемые комсомольской, пионерской и ученической организациями, директор школы каждый раз выделяет учителей, как представителей педагогического совета, ответственных за проводимые мероприятия;
ж) производственные совещания и общие профсоюзные собрания проводить по усмотрению местного комитета профсоюза в соответствии с имеющимися по этому вопросу указаниями профорганов.
3. В целях более экономного и рационального расходования времени учителя установить:
а) продолжительность заседаний педагогических советов, методических объединений, собраний родителей, как правило, не свыше 2 - 3 часов;
б) продолжительность внеклассных кружковых занятий, заседаний и собраний учащихся в пределах 45 минут - 1,5 часа, в зависимости от возраста учащихся.
4. Для коллективного посещения учащимися в воскресные дни кино, театра, выставок, проведения с ними экскурсий привлекать пионервожатых (с предоставлением им отдыха в другие дни недели).
С полным текстом письма, если оно вас заинтересовало, вы можете ознакомиться по ссылке.