Дальнейшие шаги по снижению документационной нагрузки на педагогов и образовательные организации обсудили в ходе окружных совещаний
Среди приоритетных направлений деятельности и задач на 2023-2024 учебный год в резолюции краевого августовского педагогического совета было обозначено обеспечение снижения бюрократической нагрузки на педагогов. Первые результаты подвели на окружных семинарах-совещаниях «Построение единого образовательного пространства: практики муниципалитетов». Во всех округах в рамках семинаров-совещаний работала группа «Бюрократическая нагрузка на педагога и директора: источники и пути снижения».
Еще раз вернулись к анализу запросов, мониторингов, данных, собираемых в различных информационных системах – количеству запросов, поступающих непосредственно от управлений образованием и министерства образования, а также от иных органов исполнительной власти, ведомств, ювенальных органов, общественных организаций. Постоянно действующая рабочая группа по результатам этого анализа сформирует предложения по созданию неких унифицированных форм, содержащих необходимые статистические данные от образовательной организации, что позволило бы всем смежным организациям использовать их в качестве исходных данных.
Возможность снижения бюрократической нагрузки на педагога и административный персонал школы представили руководители средней школы № 147 г. Красноярска. Электронный документооборот в этой образовательной организации успешно организован с использованием краевой информационной автоматизированной системы управления образованием (КИАСУО).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе красноярской средней школы № 45 Альбина Олеговна Брюханова представила локальный акт образовательной организации – положение об отчетности педагогических работников школы. Положение было принято в августе 2023 года с целью снижения отчетности педагогических работников, установления регламента работы с документами для педагогических работников разных должностных обязанностей, защиты прав педагогических работников при выполнении трудовых обязанностей.
Конкретные шаги сделаны и со стороны министерства. Организована работа по информированию педагогических работников о гарантиях и правах, возникших в результате вступления в силу Федерального закона и издания приказа о перечне документации учителей.
На сайте министерства действует горячая линия по вопросам избыточной отчетности и постоянная информационная рубрика «Снизим нагрузку». Рабочая группа, созданная из представителей всех территориальных округов, работает над корректировкой внутришкольных локальных актов, касающихся делопроизводства, должностного функционала, внутреннего распорядка.
Участники окружных совещаний отметили, что после принятия Федерального закона ситуация стала меняться к лучшему, но проблемы все равно существуют.
Рекомендации, сформированные по итогам окружных совещаний.
1. Руководителям образовательных организаций
- провести ревизию систем оценки качества и мониторингов в образовательных учреждениях на предмет снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников;
- упорядочить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в рамках внутренней системы оценки качества образования;
- определить локальным актом на уровне образовательного учреждения перечень необходимых отчетов и документов, действительно нужных для того, чтобы управлять качеством образования;
- применять в деятельности образовательного учреждения электронный документооборот, который не должен дублироваться в бумажном виде;
- установить доплаты педагогическим работникам за выполнение обязанностей, в рамках исполнения которых педагогические работники оформляют документацию, не предусмотренную федеральным перечнем (при необходимости и при условии согласия педагогического работника оформлять такую документацию).
2. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, далее – Управления образования:
- определить ответственное лицо в Управлениях образования по исполнению требований о снижении документационной нагрузки педагогов;
- обеспечить участие ответственных (координаторов) за снижение бюрократической нагрузки и работу в рамках любых муниципальных совещаний по рассмотрению и утверждению нормативных актов, где усматривается разработка педагогическими работниками документации, не входящей в перечень, установленный законодательством;
- продолжить работу по созданию и ведению информационного ресурса на официальных сайтах о снижении бюрократической нагрузки;
- разместить телефон «горячей линии» по вопросам документационной нагрузки педагогических работников на официальных сайтах управлений образования;
- обеспечить доступ к информации и информационным системам, которыми располагает и которые ведет Управление образования (специалисты разных направлений) для исключения дублирования запросов, для уменьшения документопотока, направляемые и перенаправляемые в образовательные организации.