Самое важное для нас – определить, что необходимо сделать, чтобы информация о достигнутых результатах образования стала понятна и востребована
Мнение эксперта
Свиридова Ольга Игоревна, |
Самое важное для нас – определить, что необходимо сделать, чтобы информация о достигнутых результатах образования стала понятна и востребована
В МАОУ «КУГ №1 – Универс» оформлена школьная система оценки качества образования, основанная на ключевом принципе: результаты рассматриваются преимущественно в динамике, с оценкой индивидуального прогресса в достижениях ученика.Составляющими школьной системы оценки качества образования являются как внешние процедуры, так и внутренние. Внутренние процедуры оценивают предметные, метапредметные результаты в динамике (например, контрольно-диагностические работы по математике, русскому языку показывают уровень овладения учебными действиями в определенной предметной линии; диагностика грамотного чтения – уровень освоения основных групп читательской грамотности; Дельта-тестирование – уровень развития мышления (освоения способов действия)). Из внешних оценочных процедур есть ряд таких, результаты которых анализируются в динамике, например, итоговые работы по математике, русскому языку, окружающему миру и пр., для начальной школы, включенные в региональную систему оценки качества начального образования.
Приведем один из примеров управленческого решения, основанного на данных мониторинговых процедур. В начальной школе произошло снижение результатов в области грамотности чтения. В результате администрация совместно с учителями приняла ряд решений:
- открытие мастерской для педагогов по обучению детей грамотности чтения,
- открытие апробационной площадки для разработки курса «Смысловое чтение», выращивание методистов,
- участие педагогов гимназии в работе стажировочных площадок для слушателей ИПК,
- планирование и взаимное посещение уроков, направленных на формирование грамотного чтения.
Самое важное для нас – определить, что необходимо сделать, чтобы информация о достигнутых результатах образования стала понятна и востребована основными участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями, школьной администрацией. Так, после проведения оценочной процедуры:
учителя и администрация получают аналитические записки с описанием персональных и групповых результатов в динамике;
ученики на специально организованных занятиях получают сводные листы своих достижений;
родители на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях осмысливают назначения оценочных процедур и получают оформленные детские образовательные результаты.
Задача любого из вышеописанных действий – понять и так спланировать изменения образовательной практики, чтобы улучшить педагогические, а дальше и детские образовательные результаты. При этом планированием занимается и ученик (совместно с учителем, возможно и с родителем), и учитель, и администратор, руководитель предметного объединения.
Для понимания учениками и родителями результатов оценочных процедур важным является текущее оценивание. Так, в начальной школе введено критериальное оценивание, при этом критерии не появляются извне, не даются учителем готовые, а разрабатываются на уроках детьми в совместной работе с учителем.
Получение данных об образовательных результатах учеников необходимо для изменения педагогической практики, улучшения результатов, образовательного процесса и условий образования. Таким образом, основное назначение оценки связано:
- с поддержкой развития ученика, педагога;
- с формированием умений у ученика, педагога;
- с реальным управлением качеством результатов, условий, процесса.