Методология

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Под риском причинения вреда (ущерба) Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Министерство образования Красноярского края оценивает риски причинения вреда (ущерба) путем определения вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей на основе методологии Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в сфере образования. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования закреплен в ключевых показателях вида контроля, содержащихся в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».

Министерством образования Красноярского края обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

Министерство образования Красноярского края проводит сбор, анализ данных об объектах федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, имеющихся у министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных:

а.     данные мониторинга системы образования;

б.     сведения из Единого государственного реестра недвижимости;

в.     сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

г.      сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

д.     сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

е.     сведения из федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;

ж.    сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

з.      информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети «Интернет».

Основные практические изменения концепции осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:

  1. Изменение правовой платформы  осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  2. Замена административных регламентов осуществления государственных функций на постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования».
  3. Действие правительственного моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» при сохранении требований государства к контрольным (надзорным) органам по сохранению и повышению уровня законности во вверенной сфере.
  4. Акцент на контроль без взаимодействия, профилактику и превентивные меры.
  5. Цифровизация контрольной (надзорной) деятельности.
  6. Развитие риск-ориентированного подхода (управление рисками).
  7. Концептуальное переоформление проверок в целостный контрольно-надзорный процесс.