Об особенностях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

В целях приведения деятельности образовательных организаций в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации министерство образования Красноярского информирует о необходимости проведения комплекса кадровых мероприятий в части организации деятельности психологической службы образовательных организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от 08.08.2013 № 678, должность «педагог-психолог» относятся к категории должностей педагогических работников.

Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минзравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, требованием к квалификации педагога-психолога является наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Однако в соответствии с подразделом 3.1 раздела III «Характеристика обобщенных трудовых функций» профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н, требованием к профессиональному образованию педагога-психолога является высшее образование по профильным направлениям.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» профессиональные стандарты применяются государственными и муниципальными учреждениями, в том числе образовательными, в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы).

Указанные планы должны содержать сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке. Реализацию мероприятий таких планов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом, образовательным организациям, имеющих в штате лиц, замещающих должность педагога-психолога и не имеющих высшего образования по профильному направлению, необходимо включить в план соответствующие мероприятия по приведению образовательного ценза таких лиц в соответствие с профессиональным стандартом согласно рекомендациям по формированию плана, изложенным в письме  Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122и.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584, органы, осуществляющие контроль и координацию деятельности государственных и муниципальных организаций, в том числе образовательных, обеспечивают осуществление контроля за реализацией мероприятий планов.

В соответствии с изложенным министерство образования Красноярского края уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять контроль за исполнением таких планов в рамках проведения плановых проверок образовательных организаций с принятием, при необходимости, мер реагирования в отношении образовательных организаций, не принимающих мер по приведению кадрового состава  психологической службы в соответствии с требованиями профессионального стандарта.