Объективность оценочных процедур

План мероприятий по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур в образовательных организациях Красноярского края, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования на 2023–2024 г.г.

Нормативными и содержательными основаниями разработки и реализации Плана мероприятий по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур в образовательных организациях Красноярского края (далее – План) являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки № 190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;

письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2018 № 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов»;

данные КГКСУ «Центр оценки качества образования» о результатах ВПР, КДР.

Целью реализации плана является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.

В реализации Плана принимают участие: министерство образования Красноярского края, КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», КГКСУ «Центр оценки качества образования», муниципальные органы управления образованием, краевые государственные и муниципальные образовательные организации

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ожидаемый результат. Примечания

Ответственный

Направление 1. Нормативно-правовое обеспечение объективности оценочных процедур

Задачи: обеспечить правовые условия для дальнейшего применения комплекса мер по обеспечению объективности. 

1.1

Издание приказа министерства образования Красноярского края о проведении КДР в Красноярском крае:

КДР по читательской грамотности в 6 классах; комплексной КДР по естественно-научной и математической грамотности в 8 классах;

КДР по читательской грамотности и КДР «Групповой проект» в 4 классах.

Закрепление в локальных нормативных актах муниципалитетов и образовательных организаций действий, направленных на обеспечение объективности при проведении КДР

по графику проведения КДР

Приказами министерства образования Красноярского края, муниципальных органов управления образованием определены действия, направленные на обеспечение объективности при проведении КДР 

МО КК

(Гридасова Т.А.),

ЦОКО

(Семенов С.В.)

Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций 

1.2

Закрепление в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах образовательных организаций мероприятий, направленных на обеспечение объективности при проведении ВПР в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, министерства образования Красноярского края 

ноябрь-март

В приказах о порядке проведения ВПР определены мероприятия, направленные на обеспечение объективности при проведении ВПР

Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций 

1.3

Подготовка и издание приказов министерства образования Красноярского края об аккредитации общественных наблюдателей за процедурами проведения ГИА

февраль – август ежегодно

Аккредитованы общественные наблюдатели для организации общественного наблюдения за процедурами проведения ГИА в 100% ППЭ

МО КК

(Гридасова Т.А.),

ЦОКО

(Семенов С.В.)

1.4

Издание приказа министерства образования Красноярского края об организации перепроверки экзаменационных работ участников ГИА по выявленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки «зонам риска» (при необходимости)

август 

В приказе определены действия, направленные на создание условий для проведения независимой оценки результатов ГИА по «зонам риска»

МО КК

(Грак Д.В., Гридасова Т.А.)

ЦОКО

(Семенов С.В.)

Направление 2. Информационно-разъяснительная работа по обеспечению объективности результатов Всероссийских проверочных работ

Задачи: сформировать у широкого круга участников образовательных отношений понимание необходимости честного оценивания результатов ВПР

2.1

Информационное сопровождение мероприятий по обеспечению  объективности результатов Всероссийских проверочных работ в Красноярском крае на официальном сайте  http://www.krasobrnadzor.ru

в течение года

Размещение информационных материалов на сайте МО

МО КК

(Рубцов И.В.)

Направление 3. Повышение квалификации педагогов в области проведения экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур.

Задачи: создать условия для ликвидация квалификационных дефицитов в области экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР, ГИА), осуществить поддержку профессиональной коммуникации педагогов по вопросам экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР, ГИА), обеспечить консультирование педагогов
по вопросам экспертизы и оценки работ обучающихся при проведении оценочных процедур в рамках деятельности (ВПР, КДР, ГИА).

3.1

Проведение курсов по подготовке экспертов ОГЭ, ЕГЭ в составе предметных комиссий

январь - март

Обеспечено повышение квалификации экспертов по вопросам, связанным с оцениванием заданий экзаменационных работ участников ОГЭ, ЕГЭ

КК ИПК

(Чиганова Е.А.)

3.2

Проведение вебинаров по вопросам экспертизы и оценки работ обучающихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР)

ежегодно

 

(март – апрель)

Ссылки на видеозаписи вебинаров размещены на сайте КК ИПК в разделе «Вебинары»

 

КК ИПК

(Чиганова Е.А.)

 

 

Направление 4. Организационно-управленческое, методическое обеспечение объективности при проведении оценочных процедур

Задачи: Оказание поддержки деятельности по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур на уровне муниципалитетов и образовательных организаций, отдельных педагогов

4.1

Разработка методических рекомендаций по организации муниципального контроля в ОО, включенных в региональную выборку, при проведении КДР, ВПР

ежегодно по графику проведения ВПР

Методические рекомендации разработаны и направлены в ОМС для организации соответствующей работы

МО КК

(Гридасова Т.А.),

ЦОКО

(Семенов С.В.)

4.2

Организация деятельности муниципальных методических служб по вопросам обеспечения объективности при проведении оценочных процедур

ежегодно

2023-2024 г.г.

В каждом муниципалитете организована деятельность муниципальных методических служб по вопросам обеспечения объективности при проведении оценочных процедур

Руководители муниципальных органов управления образованием

4.3 Организация деятельности и ведении учета участия муниципальных наблюдателей (специалисты муниципальных органов управления образованием, представители других образовательных организаций, представители общественных организаций и родительской общественности) при проведении ВПР ежегодно по графику проведения ВПР

Направлено информационное письмо в ОМС «Об обеспечении объективности при проведении ВПР».

Сформирован реестр муниципальных наблюдателей.8

Обобщена и проанализирована информация муниципальных наблюдателей 

МО КК

(Конжева Т.Н.)
4.4 Организация деятельности общественных наблюдателей за соблюдением порядка проведения ГИА: студентов СПО (педагогических колледжей), студентов ВПО ежегодно по графику проведения ВПР

Направлено информационное письмо в адрес руководителей образовательных организаций ВПО, СПО об участии студентов в качестве общественных наблюдателей при проведении ВПР

Сформирован реестр общественных наблюдателей.

Обобщена и проанализирована информация общественных наблюдателей

МО КК

(Конжева Т.Н.)

Направление 5. Организация мероприятий для обучающихся, их родителей, способствующих повышению объективности
при проведении оценочных процедур

Задачи: информирование обучающихся общеобразовательных организаций по вопросам проведения оценочных процедур, информирование родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам проведения оценочных процедур

5.1

Организация и проведение Дня качества-2023

9.11.2023

К проведению Дня качества привлечены школы, в том числе обнаружившие признаки необъективности по результатам оценочных процедур.

Ссылка на материалы Дня качества-2023 размещены на сайте МО КК

МО КК

(Конжева Т.Н.)

5.2

Организация и проведение родительских собраний для информирования родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам проведения оценочных процедур

ежегодно по плану ОО

Родителями (законными представителями) обучающихся получена информация по вопросам проведения оценочных процедур

Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций 

Направление 6. Иные профилактические мероприятия по обеспечению объективности проведения Всероссийских проверочных работ в Красноярском крае

Задачи: создание в общеобразовательных организациях организационных условий обеспечения объективности при проведении и оценивании ВПР в Красноярском крае

6.1

Включение в программу краевого августовского педагогического совета вопросов профилактики нарушений обязательных требований на 2023 год профилактических мероприятий, направленных на  обеспечение объективности проведения оценочных процедур в образовательных организациях

август 2023-2024 г.г.

Обновлена программа профилактики нарушений обязательных требований на 2023 год

МО КК

(Рубцов И.В.)

6.2

Проведение вебинара «Объективность проведения оценочных процедур: меры по недопущению искажения результатов ВПР на уровне образовательных организаций и муниципальных образовательных систем» для руководителей ОМС, общеобразовательных организаций, краевых профессиональных образовательных организаций

ежегодно (март)

Ссылка на видеозапись вебинара размещены на сайте МО КК

МО КК

(Конжева Т.Н.)

 

 

Направление 7. Организация постоянно действующей разветвлённой муниципальной системы общественного наблюдения
при проведении Всероссийских проверочных работ при координации и под контролем министерства

Задачи: создание организационных условий для независимого наблюдения при проведении ВПР в Красноярском крае

7.1

Вебинары для общественных наблюдателей 

март 2023 г.

Разработаны информационные материалы для проведения вебинара

МО КК

(Грак Д.В., Гридасова Т.А.)

Направление 8. Использование контрольно-надзорных механизмов при обеспечении объективности результатов ВПР, КДР, НИКО, ГИА

Задачи: выявление причин необъективности результатов оценочных процедур в Красноярском крае

8.1

Обеспечение объективности проведения образовательными организациями проведения КДР

ежегодно

январь,

февраль,

март

Реализованы меры для обеспечения объективности проведения процедуры: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства МО КК

Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры

МО КК

(Грак Д.В.)

8.2

Обеспечение объективности проведения образовательными организациями проведения ВПР

март-май 

 

Реализованы меры для обеспечения объективности проведения ВПР: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края

Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры

МО КК

(Грак Д.В.)

8.3

Обеспечение объективности проведения образовательными организациями Красноярского края НИКО

ежегодно (октябрь)

Реализованы меры для обеспечения объективности проведения НИКО: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края

Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры

МО КК

(Грак Д.В.)

8.4

Обеспечение объективности проведения ГИА: итоговое собеседование, итоговое сочинение (изложение),  ГИА

Ежегодно по итогам проведения

(досрочный, основной и дополнительный периоды)

Реализованы меры для обеспечения объективности проведения ГИА в рамках ежегодного плана министерства образования Красноярского края по предупреждению нарушений порядка проведения и контроля за ходом проведения ГИА в Красноярском крае

МО КК

(Грак Д.В.)

Направление 9. Аналитическая работа по вопросам обеспечения объективности образовательных результатов

Задачи: выявление причин необъективности полученных результатов ГИА

9.1

Анализ эффективности проведенных ОМС методических мероприятий, принятых мер и управленческих решений 

в рамках плановых проверок ОМС Даны рекомендации для реализации механизма управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов

МО КК

(Грак Д.В.)

руководители ОМС

9.2 Сравнительный анализ результатов КДР ОО, включенных в представительную выборку, где КДР проводилась в присутствии региональных наблюдателей, и остальных ОО  ежегодно (после обработки результатов КДР) Соответствующий раздел статистического отчета о результатах КДР 

ЦОКО

(Семенов С.В.)

9.3 Анализ эффективности муниципального контроля при проведении ВПР в ОО, включенных в региональную выборку ежегодно (после получения результатов ВПР) Раздел об эффективности муниципального контроля в справке о результатах ВПР

ЦОКО

(Семенов С.В.)

9.4 Анализ «зон риска», выявленных по результатам ГИА

ежегодно

сентябрь
Отчет о выявленных нарушениях при проведении ГИА

МО КК

(Грак Д.В.)
9.5

Анализ состояния системы оценки качества подготовки обучающихся в части обеспечения объективности проведения оценочных процедур и сбалансированности системы оценки качества образовательных результатов 

до 1 августа Подготовлен и размещен в открытом доступе на сайтах КК ИПК, ЦОКО ежегодный аналитический отчет о состоянии системы оценки качества подготовки обучающихся в части обеспечения объективности проведения оценочных процедур и сбалансированности системы оценки качества образовательных результатов в образовательных организациях Красноярского края

КК ИПК

(Чиганова Е.А.)

ЦОКО

(Семенов С.В.)

 

В тексте Плана используются следующие сокращения:

МО КК – министерство образования Красноярского края

ЦОКО – краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»

ККИПК - краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

ВПР – Всероссийские проверочные работы

КДР – краевые диагностические работы

ГИА – государственная итоговая аттестация

ППЭ – пункт проведения экзамена

ВПО – высшее профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

ОМС – орган местного самоуправления

НИКО – национальное исследование качества образования

Методическая поддержка обеспечения качества общего образования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования».

 

https://fioco.ru/metod

 

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

 

https://fioco.ru/результаты-общероссийской-оценки-по-модели-PISA-2021 

 

Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 

 

https://fioco.ru/ru/muko

 

Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования с изменениями от 13.01.2023

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» занимается исследованиями в области оценки качества образования

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku

 

Открытый банк оценочных средств по русскому языку (I-XI классы)

 

https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

 

Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы)

 

Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»

 https://coko24.ru, раздел  КДР по читательской грамотности

Вебинар «Основные результаты КДР4 по читательской грамотности в 4 классе в 2022 году
и работа с ними»

https://coko24.ru, раздел ВПР

Информация об основных результатах ВПР за 2022 год

 

https://coko24.ru, раздел Независимая оценка

материалы по независимой оценке качества условий образовательной деятельности

 

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

https://kipk.ru/uko/grading-uko-kk/142-оценка-механизмов-управления-качеством-образования-в-красноярском-крае/2111-система-работы-со-школами-с-низкими-результатами-обучения-и-или-школами -функционирующими-в-неблагоприятных-социальных-условиях

Мониторинг эффективности деятельности муниципальных систем образования по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и деятельности школ по повышению качества образования